Kalij_O_Ash (kali_o_h) wrote,
Kalij_O_Ash
kali_o_h

Categories:

AUTOPANO GIGA 2. ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПАНОРАМ

Автор - Flash_A. Это цитата этого сообщения

AUTOPANO GIGA 2. ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПАНОРАМ. НАЧИНАЕМ ОБЗОР. ЧАСТЬ 2
 

В этом посте хочу продолжить обзор настроек программы Autopano Giga 2, собранных в меню "Правка > Параметры...". Если вы уже успели забыть о чем здесь вообще идёт речь, то напомню - я пытаюсь, в соответствии с методикой "делай как я", рассказать о мощном инструменте для автоматизированного создания панорам, без попыток сделать качественное пользовательское руководство. Делюсь, так сказать, годичным опытом использования программы и попутно описываю те функции, смысл которых либо понимаю полностью, либо понимаю как-то отдалённо, а если не понимаю и не знаю, то честно вам об этом говорю.

Итак, заглянул я в предыдущий пост и увидел, что остановились мы на четвёртой вкладке диалогового окна "Параметры...", не так ли? Что же, продолжим.

Вкладка "Оптимизация"
 (509x675, 93Kb)

Здесь хранится ещё одно доказательство того, что мы имеем дело с воистину грамотной программой. Во вкладке, названной страшным словом "Оптимизация", казалось бы, должна быть куча ползунков, каких-то ужасных и непонятных циферок, а собрано всего лишь четыре опции, флажок и кнопочка скрывающая настройки, предназначенные для опытных пользователей. Гениально!

Настало время вспомнить, чему меня учили в институте и рассказать об этом вам (а то у меня повода раньше не было). Запомните, если человек использует словосочетание "самый оптимальный" - он дурак. Если человек говорит "оптимально", но не уточняет по какому критерию, он либо шпион, либо дурак. Эти истины придумал не я, им меня научили в высшей школе, то есть в институте. От себя же добавлю, что качественным синонимом слова "оптимальный" является слово "лучший", естественно, что оба слова являются характеристикой получаемого на выходе результата. В программе всё по уму - четыре опции соответствуют четырём критериям. Все формулы, естественно, скрыты внутри, а пользователю лишь предстоит принять решение - в соответствии с каким критерием будет проводиться оптимизация сборки его будущей панорамы. Итак, критерии оптимизации следующие:

1. "Quick" (быстрый). Подразумевает ускоренный, а лучше сказать - упрощённый алгоритм решения оптимизационной задачи. Что в точности стоит за этой опцией, кроме разработчиков никому не известно, но, скорее всего, выбран какой-то большой шаг, применён случайный поиск, установлено сравнительно невысокое количество возвратов к начальным условиям для случаев неудачного поиска оптимального решения. Здесь создатели и предупреждают, что если вдруг связи между изображениями слабые, то и сборка выйдет неудачная. Этот критерий, очевидно, создан для экономии вычислительных ресурсов и времени. Введён для работы на старых компьютерах.

2. "Strong" (основательный). Подразумевает основательный поиск оптимального решения, вероятно, с перебором шагов поиска и способов поиска. Любой перебор огромного количества вариантов связан с затратами больших вычислительных ресурсов и времени. Поэтому здесь и присутствует комментарий, что оптимизация по данному критерию проходит медленно, но при этом позволяет скомпенсировать плохие связи и добиться-таки качественной сборки панорамы. Критерий установлен по умолчанию, и я полностью согласен с решением разработчиков.

3. "Gigapixel" (гигапиксельный). Критерий подразумевает расчёт в соответствии с очень мудрым алгоритмом, который учитывает все тонкости. Тут, вероятно, требуются колоссальные затраты времени и вычислительных ресурсов. В комментариях очень мало сказано о том, что же собой представляет гигапиксельная панорама. Разработчики ограничились тем, что сказали, дескать критерий работает для поиска оптимального решения при наличии более сотни исходных изображений. Ну, вы спросите: "Зачем и когда такое нужно?" А я объясню. Вот стоите вы, к примеру, на горе, а внизу видите живописную такую деревеньку... Что сделаете дальше?
Вероятно, вы установите штатив (в этом случае извините, без него никак), закрепите на нём фотоаппарат, выставите максимальное значение оптического зума вашей техники и начнёте "штамповать", кадр за кадром, мельчайшие подробности деревеньки. Вы пока что и представить себе не можете, насколько потом приятно играться с гигапиксельной панорамой, ведь в уменьшенном до размеров экрана виде, она не будет отличаться от того, что вы наблюдали с горы своими глазами, однако, при увеличении различных её областей, можно будет рассмотреть в деталях узоры кованных балконов, или прочесть автомобильный номер. Классно, не правда ли? Strong-критерий запросто может выдать ошибку о переполнении в процессе компиляции, а этот критерий, вероятно, позволит объединить изображения без ошибок, если, конечно, во время сбора сырьевого материала вы не накосячили и не "шагнули" слишком сильно в сторону. Вот я свою гигапиксельную панораму однажды умудрился запороть, но у меня с собой штатива не было, так что в порядке нормы. Порядка 60 фотографий единовременно полетели в корзину. Какова потеря?

4. "Fisheye" (сверхширокоугольный). Вот, уверяю вас, вслед за тем, как я приобрету себе зеркальный фотоаппарат, я докуплю для него сверхширокоугольный объектив типа Фишай, то есть Рыбий Глаз. Многие думают, что с объективом Фишай получаются слушком специфические фотографии и что всё баловство, но это вовсе не так. Фишай открывает новые горизонты, поэтому если научиться его грамотно использовать, можно получать шедевры фотографии, вырывая куски из архитектурной геометрии зданий, получать интересные портреты домашних животных и, главная фишка - собирать сферические панорамы (что это такое поговорим позже), делая в 4 раза меньше снимков, нежели при съёмке с обычным объективом. Чувствуете разницу? Фишай - превосходное решение для создания виртуальных туров по комнатам и прочим помещениям. К сожалению, я лишён возможности подобных экспериментов, ведь у меня нет зеркального фотоаппарата и соответствующего объектива. Может быть запустить электронный кошелёк для пожертвований? Собрал же Макс из "+100500" средства на личную видеокамеру.

В этом же фрейме ("Optimization Presets") есть флажок "Корректировать дисторсию оптики". Не посмею умолчать о том, зачем нужна эта настройка и почему желательно выставить её по умолчанию. Дисторсией, попросту говоря, называется незначительное искажение любой линзы. Каждый производитель знает, чем ему приходится жертвовать во славу улучшения каких-то других параметров линзы. Таков закон этого мира - мы можем лишь стремиться к совершенству, но мы никогда не достигнем его, ведь улучшая одно, мы, так или иначе, жертвуем качеством чего-то другого. Так вот Autopano, да будет вам известно, знает некоторые типовые искажения линз и старается их исправить, если установлен рассматриваемый флажок. Тут уместным будет вопрос: "А как Autopano распознаёт, какой линзой пользовался фотограф?" А тут всё очень просто - программе достаточно вытащить из EXIF'а производителя и модель вашей фототехники и она в точности будет знать про дефект, подлежащий устранению, ибо все модели, в большинстве своём, типовые. Хитрого здесь абсолютно ничего нет. С этой настройкой вы, в большинстве случаев, сразу получите ровный горизонт, даже если в процессе сбора сырьевого материала он был чуточку завален.

Расширенные опции "Оптимизации"
 (543x675, 146Kb)

Давайте договоримся, что расширенные настройки оптимизации мы рассмотрим детально в том случае, если уже совсем нечем будет заняться. Я прекрасно понимаю, что хранится за каждым флажком и ползунком из тех, что собраны там, но если я начну обо всём этом рассказывать, это займёт не меньше страницы А4.
Надо отделять полезное от сверхполезного. Пока мы с вами находимся на стадии ознакомления, сверхполезное может взорвать нам мозг, так что ограничимся лишь полезными вещами - живее будем.

Вкладка "Panorama"
 (510x674, 91Kb)

Крайней вещью, которую я рассмотрю сегодня, станет вкладка "Panorama". Поставим такую жирную-жирную точку над "i" и договоримся, что по умолчанию "Prefered Projection" (предпочитаемая проекция) во фрейме "Panorama layout" у нас будет цилиндрической "Cylinder". Физика выбора проста. Хоть вы ещё и не видели ролик о том, как я собираю сырьевой материал для панорам, постараюсь "на пальцах" описать, что нужно делать, а потом, когда появится видео, мы просто закрепим прочитанное.
Итак, вы встаёте в какую-то условно выбранную точку земной поверхности и, в дальнейшем, стараетесь от неё не отклоняться. Если у вашего фотоаппарата есть окуляр, отключаете LCD-видоискатель и прижимаете к лицу фотик, дабы наблюдать картинку через окуляр. Догадываетесь, чего мы тем самым добиваемся? Да, совершенно верно, - мы квази-стабилизируем линию горизонта. Теперь, если мы опишем 360-градусную траекторию вокруг выбранной точки земной поверхности и условно предствавим, что каждый сделанный нами снимок рисует в нескольких шагах от нас вертикальную плоскость, то, в итоге, мы как бы окажемся заключёнными в цилиндр. Этим и объясняется выбор проекции.

Схематичное изображение процесса сбора сырьевого материала для 360-градусной панорамы
 (367x359, 7Kb)

Плоскостная проекция используется мной лично в тех случаях, когда необходимо объединить отсканированные изображения в одно. Экспериментировал уже с картой Дмитрова (формат А1), результат получился удовлетворительный, незначительные искажения по краям общего впечатления не портят. Сферическую проекцию использовать необходимо в тех случаях, когда одним рядом (взгляд строго перед собой) не удалось захватить все желаемые объекты. Проходя второй ряд, мы уже, условно, вырисовываем вокруг себя плоскостями сферу. Применение и этой проекции, как видите, находит вполне физическое объяснение.
Здесь крайне важным моментом является тот факт, что панорама всего из трёх снимков, выполненных по указанной схеме, также относится к цилиндрической проекции. Многие совершают ошибку, определяя, что и на плоскость три снимка ложатся не так уж и плохо. Отрицать не буду, результаты, в ряде случаев, получаются приемлемыми для просмотра, но незначительные искажения так или иначе присутствуют. Как ни крути, а проекция во всех случаях кроме сканирования должна быть либо цилиндрической, либо сферической. Есть, правда, промежуточный вариант в виде эллиптической проекции, но её стоит применять, когда цилиндрическая проекция уже не катит, а сферическая ещё не добирает субъективных оценочных баллов и сильно искажает картинку. Так что если чувствуете, что так - не то, и эдак - не это, то пробуйте промежуточную, эллиптическую проекцию, может быть, она понравится больше. Всё же о творчестве речь ведём, и здесь нет каких-то строгих правил - всё сугубо субъективно.
Второй опцией "Preferred Extend" даже заморачиваться не хочу. Вот как она стоит по умолчанию "Clamp to panorama content", так пусть себе и стоит. Возможно, со временем разберусь и с этой настройкой, но до сего момента не было надобности в её использовании.
И, наконец, рассмотрим фрейм "Коррекция цвета". Как я уже отмечал в первой части обзора настроек, цветовая коррекция здесь чуток не дотягивает до лучшего результата (лучшей признаю ту коррекцию, которую проводит автоматически фотошоп). Однако, не стоит забывать, что для традиционной сборки панорамы к исходному материалу предъявлялось строгое требование по единому уровню экспозиции для всех снимков. Тогда, реально, без штатива нельзя было обойтись, да и приходилось постоянно подкручивать уровень экспозиции, оперируя настройками ручного режима. В рассматриваемом случае мы преимущественно "шлёпаем" всё в авторежиме и не паримся особо, ведь установленная по умолчанию настройка ""Моно" коррекция экспозиции" снимает упомянутые вопросы самостоятельно, в смысле, автоматически. Здесь же, конечно, можно установить и выравнивание баланса белого, и выравнивание баланса белого с одновременной коррекцией экспозиции, и много чего ещё, но... с балансом белого, честно, не экспериментировал и, скорее всего, интереса ради попробую воспользоваться, коли стал делиться с вами опытом. Знаю превосходное место, где, безусловно, из-за освещения страдает баланс белого при съёмке на абсолютно любую технику. Таким местом является станция метрополитена (причём любая). Материал, собранный в метро, безусловно требует коррекции баланса белого, но до настоящего момента я проводил её в фотошопе, да и только (кстати, был у меня пост, посвящённый коррекции баланса белого в фотошопе, ибо тема весьма и весьма актуальная и за неё опытные фотографы очень сильно ругают). В общем, по умолчанию, корректируем только экспозицию, но если вдруг я изменю своё решение в отношении этой настройки, то обязательно сообщу вам об этом.

Ну что же, и этот пост уже стал содержать довольно много букв, поэтому основу всех настроек Autopano Giga 2 я оставлю на закусочку - расскажу о ней в третьей части вводного обзора.

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments