Kalij_O_Ash (kali_o_h) wrote,
Kalij_O_Ash
kali_o_h

Categories:

Обещал я как-то рассказать как я сканирую плёнки...

Надо выполнять свои обещания.
Я не считаю себя крупным специалистом в этом деле, но уж если пообещал...
Рекомендую почитать вот эти материалы по сканированию:
Здесь о подготовке плёнки к сканированию:
http://community.livejournal.com/ru...lenka/2702.html
А здесь о сканерах и сканировании:
http://www.i2r.ru/static/470/out_16260.shtml

Ну а теперь, как делаю это я.

Первый этап - подготовка плёнки.
Самая большая проблема в её распрямлении. После долгого хранения в свёрнутом в рулончик состоянии, главная трудность в том, что плёнка становится, как пружина и работать с ней сложно.
Рекомендуют плёнку размачивать, но, после того, как на одной плёнке у меня началось отслоение эмульсии, я бросил это дело. Можно порезать плёнку на куски, заложить в книгу и оставить под грузом на продолжительное время. Но это тоже недостаточно удобно. Я просто перематываю плёнку в обратную сторону - эмульсией наружу и оставляю в таком виде около месяца. Способ, конечно, довольно варварский, но достаточно простой и эффективный.
Затем я режу плёнку на кусочки по пять кадров. Мой сканер не может сканировать длинные плёнки из-за конструктивных особенностей. Максимум, что возможно - 6 кадров. Но по 5 кадров удобнее хранить. Работать с плёнкой рекомендуется в перчатках, чтобы не оставлять на ней лишних отпечатков пальцев, но, если кожа на руках сухая и держать плёнку за перфорацию, то можно обойтись и без перчаток.
Вторая проблема - пыль. Я приспособился с ней бороться с помощью груши-клизмы и беличьей художественной кисточки №4. Предметное стекло сканера сначала протираю сухой чистящей салфеткой для мониторов, а затем обдуваю грушей. Плёнку также обдуваю грушей, а особенно зловредные пылинки снимаю кисточкой.

Далее само сканирование.
Сканер у меня, вроде бы как, полупрофессиональный (по крайней мере так говорили) - EPSON PERFECTION 2400 PHOTO с максимальным оптическим разрешением 2400 dpi. Может быть для профессиональных целей это и маловато, но меня устраивает. Этот сканер может работать как с непрозрачными материалами (документы, фотографии), так и с любой (черно/белой, цветной, негативной и позитивной) плёнкой. Программное обеспечение - EPSON TWAIN 5.
Всё это вместе достаточно "умное". Единственное, что я отключил, так это автоматический режим сканирования. Уж слишком много он на себя берёт. Он может сканировать сразу несколько кадров (до 6-ти) с автоматическим разбиением на кадры, но существенно их при этом обрезает. Так что я предпочитаю сканировать по одному кадру. Некоторые сканеры имеют функцию автоматического удаления царапин и пыли. Пробовал я это дело, но при сравнении кадров обнаружил, что при этом могут удаляться и мелкие детали снимка. Так на одном из кадров я увидел, что одна из человеческих фигур на заднем плане оказалась без головы...
Но вот режимом "Автоматическая экспозиция" я пользуюсь. Убедился, что он таки выбирает наилучший режим. Правда после сканирования я всё равно каждый кадр обрабатываю в программе "ACDSee Pro 2.5". Может быть более старшие версии этой программы и лучше, но я как-то к ней уже привык.
В первую очередь сканирую упаковочку. Информация на ней может пригодиться.
 (669x700, 190Kb)
Далее списываю (если она есть), нанесённую фотоспособом, информацию на перфорации плёнки (тип плёнки, дата изготовления) и заношу её в текстовый файл, который хранится в папочке вместе с отсканированными кадрами.
Затем вставляю плёнку в фильмовый канал вот этой рамочки:
 (700x455, 99Kb)
(Кстати, эту картинку я получил тоже на сканере.)
Четыре квадратных отверстия служат для сканирования слайдов в рамочках.
Сканирую по одному кадру в ручном режиме, причем каждый раз выделяя рамочкой нужный участок снимка (или весь снимок, но без полей) и пользуясь функцией автоматического определения экспозиции. Сканирую "с запасом", оставляя довольно большие поля.
Получается что-то вроде этого:
 (483x700, 109Kb)

Обработка.
После того, как отсканирую отрезок плёнки, я сразу обрабатываю отсканированные кадры в программе "ACDSee Pro" (если оставить это дело "на потом", то получается уж слишком нудно). При необходимости (используя функцию "Поворот и отражение") поворачиваю кадр на 90 или 180 градусов (да, чтобы не путались право и лево, плёнку нужно вставлять эмульсией вверх), далее, опять же при необходимости, доворачиваю кадр с точностью до 0,1 градуса и обрезаю лишнее (есть функция "Обрезка"). С помощью функции "Тени и освещение", используя движки эквалайзера света (пять движков для регулировки в "светах" и пять в "тенях"), устанавливаю необходимую (или желательную) освещённость снимка. Там всё просто и наглядно. Кроме того программа автоматически сохраняет исходный снимок в папке "[Originals]". Так что всегда можно вернуться и проделать корректировку ещё раз. Затем, опять же при необходимости, применяю функции "Экспозиция" (там можно поиграть с яркостью и контрастом) и "Цветовая коррекция" (для цветной плёнки). Все эти функции можно использовать и для обработки снимков с цифрового фотоаппарата (особенно эффективно для тёмных, недосвеченных снимков).
Получается что-то вроде этого:
 (700x462, 176Kb)
Особо ценные кадры дополнительно обрабатываю в Фотошопе. Но там я использую, в основном, функцию "Штамп" для удаления дефектов изображения. Об этой функции вам лучше почитать самостоятельно.

Ну и самый последний этап - упаковка отсканированной плёнки.
Я заворачиваю её в обычный лист бумаги формата А4. Отрезочки укладываю чередуя "спинка к спинке" и "грудка к грудке", перемежая каждый отрезок бумагой, заклеиваю и надписываю. В результате получается что-то вроде этого:
 (700x147, 24Kb)

Ну вот, в общем-то, и всё. Рассказал, как мог. Если появятся вопросы, то спрашивайте,- отвечу.
В заключение только могу сказать, что всё это долго, нудно, но так интересно...
:-)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments