Kalij_O_Ash (kali_o_h) wrote,
Kalij_O_Ash
kali_o_h

Похороны профессионализма

Я вообще-то телевизор практически не смотрю, но если у кого-то в гостях приходится всё это «телеискусство» видеть, плююсь: какое убожество! Кто телеящик смотрит, как-то привыкает. Попробуйте сделать перерывчик. Почитайте классику. Отвыкли читать — поставьте диск с хорошим кино. Через две-три недели от сериалов будет тошнить. Независимо от содержания. А если прочтёте что-то из Жванецкого – не включайте программы с гопниками от Петросяна, пожалейте телевизор.
Я о том, что в ещё относительно недавние времена именовалось мастерством,- о профессиональном уровне. Искусство — это в первую очередь умение, мастерство, искусность. Ввиду обширности темы, пока рассмотрим только профессионализм в непроизводственных сферах.

Начнем с того, что наши дети уже считают: это убожество на экранах — норма, это и есть искусство. Ещё Достоевский заметил: как возьмётся неумелый писатель изображать купца, так у него тот «ни одного нормального слова не произнесёт — только всенепременно посконно-сермяжно-замоскворецкое». Теперь даже с этим не заморачиваются, чего там возиться. Герои телесериалов, действие которых происходит в прошлом веке, вовсю балаболят с применением идиом-фразеологизмов исключительно из нашего времени. Уже не заикаюсь о хоть каком-то соответствии изображаемого на экране с реальной жизнью. И в рамках сюжета, и вообще.
И дело тут не в какой-то редакционной политике, в творческой неудаче отдельного ремесленника от искусства. Налицо падение качества, халтура, становящаяся нормой и едва не образцом.
Понятно, что падение качества сейчас во всём. От пения до ракетостроения, от изготовления носков до писания романов. Бракоделы больше не прячутся стыдливо под мешковиной ремейков и подделок. Они — герои нашего времени. Они смело выставляют свои «шедевры» на всеобщее обозрение. Для них создаются музеи и выставки, например, музей современного искусства на Петровке. Благодаря им уродство и убожество становится нормой. Оно и понятно: кто не видел ничего хорошего, добротного, настоящего и, с другой стороны, постоянно видит уродство — для того уродство — норма.
Бывает, пробьётся какой интересный или симпатичный сюжет в умелом исполнении, так потом его так затаскают, как… прости господи, чуть не сорвалось запрещенное слово.
Постепенно навязчивое убожество обретает своих глашатаев и теоретиков: критики и искусствоведы объясняют «пиплу» который «хавает»: вот это — наив, это — какой-то там постмодерн или ещё что-нибудь. И процесс идёт себе помаленьку — к наскальной живописи каменного века.
Почему так? А потому, что мы живём в бездумном мире количества. Всего очень много, а требуется ещё больше. Зачем требуется? Кем требуется? Никто не задумывается, некогда (да и нечем) уже думать. Главное быстрее, быстрее, надо заявить о себе, а то не успеешь, окажешься за бортом, выпадешь из обоймы, о тебе забудут, ты станешь лузером. Поэтому надо суетиться и множить, множить, множить количество производимой дряни. Напрягаться нечего — так сойдёт! Не сойдёт – реклама вытянет.
Сделать плохое, глупое, непрофессиональное — это ничего. Вот ничего не выставить на продажу — вот это по-настоящему ужасно. Сказать десять глупостей — гораздо лучше, чем одну умную вещь. Сказав десять глупостей, ты постепенно превратишься в эксперта по данному вопросу. Сказав одну умную — ты просто потеряешься, и тебя не заметят. Поэтому десять глупостей заведомо предпочтительнее, чем умная вещь, но одна.
Учиться мастерству — некогда. Надо «делать деньги». Для этого надо пиариться, пробиваться, продвигаться. В результате сегодня мы видим среди звёзд и «мэтров» людей, которые четверть века назад не пробились бы даже в самодеятельность. А многие современные вполне даже писатели не пристроили бы свои опусы даже в «гальюн-таймс».
Сто лет назад Лев Толстой написал эссе «Что такое искусство». Там он увидел то, что в его время только намечалось — превращение искусства из служения в наживу. Он предсказал конец искусства.
Сбылось, и с большим превышением. Одновременно с искусством сходит на нет достоинство человека искусного и умелого. Во всех областях. Потому что тихо, без конвульсий «отошли» культура с нравственностью. А профессионализм – это тоже культура, культура труда и ответственности. С размахом идет его «отпевание» и проводы в мир иной, и уже есть проблемы даже с привлечением профессиональных скорбящих. С чем остаёмся?

Вячеслав Абрамов

http://professionali.ru/~3397864/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments